Времена года и актерско-режиссерская работа "Покровские ворота"
Я неоднократно убеждаюсь, что любая работа в пространстве Магического театра может протекать самыми причудливыми руслами. Вот, например, направление, заданное архетипом «Дух Москвы» в нашей работе подняло тему архетипического исследования города, а контакт с архетипами Мировой Души и Ра не мог не всколыхнуть тему Люцифера. Есть еще один архетип в процессе нашей работы и, хотя специально мы не организовываем с ним архетипических путешествий, он постоянно присутствует. Это архетип «Времена года». Нет ничего более естественного для человека, чем смена осени на зиму, зимы на весну, весны на лето. Это бесконечно повторяющееся и всегда новое рождение, развитие, созревание и плодоношение-отмирание настолько естественный символ превращений, что на него даже сразу и не обратишь внимание. Однако, анализируя, что происходит в групповой динамике и с фильмом я считаю, что пришло время обратить. Начали мы работу осенью и в пьесе Л.Зорина по сюжету тоже все началось осенью. Первая часть «Осенний шаг». Костик переехал в Москву из родного города, Савва переехал к Маргарите, Хоботов расстался с женой и стал жить в отдельной комнате, Маргарита Павловна отселила от себя мужа и стала жить с любовником. Людочка закончила жизнь затворницы-одиночки, начав встречаться с Хоботовым, Алиса Витальевна тоже закончила жизнь одиночки, пустив племянника к себе в дом, у Велюрова что-то произошло во внутреннем мире, что он влюбился в молоденькую Светлану, Нина Орлович стала выходить в свет, Светлана тоже отделилась от старого образа жизни, познакомившись с Велюровым и с Костиком. Но с нашими героями периодически происходит странное – Хоботов почему-то садится за стол ежедневно вместе с Саввой и Маргаритой, Костик привычно видит в тетке, да и в других знакомых женщинах собственную маму, Алиса Витальевна начинает жить жизнью Костика, Савва - стирает собственное мнение и принимает то, как рулит Маргарита Павловна… Что это с ними происходит? Они как будто хватаются за свои старые зависимости. И всем не очень хорошо от этого, а все потому, что и не учли время года :). Не только конечно, но все-таки это может быть значимым фактором. Время года осень – в это время природа сбрасывает плоды и листья, отсоединяется, обосабливается, готовится к зиме. Готовится к погружению «в себя», а не в других. Хоботов попадает в волну времени года и природа помогает ему отсоединяться. Он-то все 15 лет прожил в слиянии с Маргаритой, не принимая никаких решений и ему это труднее всего, но природные ритмы помогают. Отсоединяется Велюров от своей Мосэстрады чуточку, отсоединяется Костик от старого образа себя… Время года осень – отсоединение от иллюзий и от образов других, поворот в сторону интравертности. Время «сбора плодов». ВРЕМЯ ВОСПРИЯТИЯ. Даже наш контакт с территорией привел нас к Новодевичьему монастырю и история А.Чаянова про Юлию ("Юлия или встречи под Новодевичьим") – тоже история про отсоединение от иллюзий, рассказал, что часто потребность в неземной любви – это всего лишь потребность в неземном слияниии с матерью, стремление к невозможному и за этим стремлением можно не заметить реальную жизнь. А осень время сепарации, отделения. Это точка, только пройдя которую возможны собственные деяния. Граница между мамой и мной. А дальше «Зимний шаг». У каждого из героев внутри варится нечто, такой процесс внутренней алхимии происходит, что в конце концов выплескивается наружу, уже ближе к весне. Хоботов и Людочка внешне выглядят неплохо, но они панически бояться друг-друга, тоже с Саввой и Маргаритой, то же со Светланой и Костиком, внешне – неплохо, а внутри очень сильное напряжение по отношению к партнеру. И чтобы решить это напряжение постоянно в отношения привлекаются третьи лица. Благо в общей квартире их много. И в зимнем шаге наиболее ярко вырисовывается фигура Карпмана «Жертва_Спасатель_Агрессор» - борьба за власть в попытках снять напряжение. Потому что кажется, что если власть будет у меня в руках, то я буду сильным и взрослым. То есть это даже подростковая борьба за право называться «взрослым». Когда между двумя людьми возникает напряжение часто им проще привлечь кого-то третьего, для того чтобы он это напряжение как-то разрядил. У каждого человека есть две противоположно-направленные тенденции: - стремление быть с кем-то вместе, к совместности и - стремление быть самим собой, к индивидуальности. При встрече с Другим какое-то время превалирует тенденция к "вместе", а потом возникает страх растворения, пропадания, приходит тревога и нужно либо бежать прочь ( то есть превалировать начинает тенденция к "себе"), либо как-то разрядить возникшее напряжение, снять тревогу. И часто привлекается этот самый уязвимый "третий" человек или даже не человек, а животное, или вообще телевизор, хобби, алкоголь... Тяжело этому третьему, если он живой, ведь он настоящий, собственно, никому не нужен. Он нужен только для исполнения ролей. Каких? Ну, нужных для разрядки. Ребенок, например, может начать болеть, чтобы родители перестали так напрягаться и объединились и т.п. Для все тех же "треугольных" ролей "Преследователь_Спасатель_Жертва". (См. Треугольник Карпмана-Берна). Треугольник этот характерен тем, что кто в него попал - тот уже вынужден играть не одну, а сразу три роли. То есть есть один и тот же человек играет три роли попеременно - то он жертва, то он преследователь, то - спаситель. Вот ведь семейка! А если у кого-то одна из трех ролей вытеснена в Тень? Тогда нет возможности выхода из этой треугольной системы. Гдежевыход гдежевыход гдежевыход??? В любви выход и в стоп-осознании этой игры, в принятии факта, что меня замыкает только на трех основных реакциях и и дальнейшем распутывании. Проявлении Теневых качеств в том числе. Суть треугольника в том, что если уж в эту игру вступили трое, то они последовательно будут проходить все три роли – побудут и жертвой, и агрессором, и спасателем. Там есть и женщины и мужчины, и «Родитель_взрослый_ребенок» внутри каждого тоже могут быть вовлечены в эту игру, получается многомерность из которой тяжко выпутаться. Апофеозом треугольных игр в «Зимнем шаге» является сцена перед выездом в Загс, когда Хоботова принуждают стать свидетелем на свадьбе бывшей жены, и он соглашается с этим. Однако так ли уж принуждают? Дело в том, что он впервые в жизни становится "Спасателем" для кого-то и это еще один шаг к выходу из треугольника. Один из моих примеров из роли по зимнему шагу: Сцена "перед выездом на свадьбу" Жертва: Маргарита Павловна ( одержимая "правильным" ребенком, "хорошей девочкой") Преследователь: Маргарита Павловна (тоже, точнее ее часть, одержимая критикующим Родителем) Спаситель:Алиса Витальевна. Здесь Алиса Витальевна появляется сначала в разговоре с Маргаритой Павловной, только что вылетевшей из комнаты Хоботова в раздрыганном состоянии и тут же попавшаяся ей по дороге Алиса преврашается в "Спасителя": "как вы взволнованы. В добрый час!", "Вас ждет пирог", "это вам спасибо, мой друг. Сначала Костик, а теперь и вы внесли в мою жизнь звонкую ноту." Дальше расклад меняется, она скатывается в Жертву, под упреками Велюрова:" Велюров: "Когда к племяннику ходят девушки, вы тут же слепнете. Алиса: Почему к нему не ходить? Они аспиранты, вместе готовятся..." дальше немая сцена, когда Костик и Анна Адамовна выходят со стопкой книг и фразой "Воздержание.Воздержание. Воздержание." Здесь: Жертва: Алиса Витальевна Преследователь: Велюров Спаситель: Костик И дальше увидим, что расклад поменяется: Жертва: Велюров Преследователь: Алиса Витальевна Спаситель: Хоботов Алиса Витальевна становится Преследователем, когда уже все признали Велюрова пьяным. После этого Велюров уже не смог собраться, а когда Хоботова уговаривают встать на место свидетеля, Алиса выдает "правильные" наступательные реплики из своего подбадривающего Родителя: "Мы будем вами гордиться. Вы рыцарь без страха и упрек" и "Не дайте мне в вас разочароваться." А что у нас делает Природа зимой? Она в это время как-будто спит, но на самом деле, глубоко в недрах, глубоко внутри. Логично, что территория привела нас к камням в «Коломенском», вглубь к Земле. А ведь действительно, чтобы произошла внутренняя трансформация, отшельники часто уходили в пещеры, спускались глубоко внутрь земли, в себя, за внутренним ресурсом. А переживание, которое следует за этим – это выплескивание из глубин некоего просветления, соединение несоединимого, алхимический брак, обретение целостности. За этим к героям приходит способность разпознавать (иногда осознанно иногда просто на чувственном уровне) игры треугольника и осознанно выбирать играть или не играть. В «Зимнем шаге» Велюров начинает осознавать, что «Нельзя весь век зависеть от Соева и от его супруги», Костик, что он играет со Светланой в эту самую игру, а вовсе не любит ее, Маргарита Павловна загорается идеей забрать Хоботова с собой на новую квартиру и жить «втроем» и т.д. То есть ЗИМА – ЭТО ВРЕМЯ ТРАНСФОРМАЦИИ И ОСОЗНАНИЯ. Предполагаю, что «Весенний шаг» это - наконец-то весна. Включение того нового что нашлось, связан сначала очищением, чтобы появилась пустота куда можно принять новое, новые качества личности, новые возможности, новые главы жизненных сценариев. Связано с водой. В наших архетипических исследованиях открылось много информации про очистительную силу воды и весну мы будем снимать на Лефортовских прудах и Москва-реке. Множество эмоциональных реакций и катарсисов. Крики, пение, плач, работа с голосом, видимо вставлю в занятия. ВЕСНА –ВРЕМЯ ОЧИЩЕНИЯ И ПРОЖИВАНИЯ. «Летний шаг». Вот здесь слияние по природному циклу естественно! Теперь новое интегрировалось и можно отдавать его другим, Миру, природе и быть в единении, наслаждаться ощущением полной принадлежности до тех пор пока в силу не войдет опять стремление к сепарации и не начнется осень. А еще здесь есть оттенок соревновательности, распределения ролей в по-новому складывающемся сообществе, выросшем из квартирки у "Покровских ворот"– кто главный, кто второстепенный, каждый занимает свое место, берет свой статус, свое настоящее место и двигается дальше. Эстравертный период. ЛЕТО – ВРЕМЯ УСТОЙЧИВОСТИ,СТАБИЛЬНОСТИ И ОТПУСКАНИЯ. По поводу весеннего и летнего шага это гипотезы пока :).