Четверг, 19.06.2025, 08:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт помогающего практика, психолога Ольги Крыщенко

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
счетчик посещений

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Архетипическая работа с пространством. Приемы и методики работы с территорией и местными территориальными мифами
Крыщенко Ольга Юрьевна (Москва), зав. Лабораторией Архетипической работы с пространством Кафедры МТ и АИ МУФО, научный сотрудник, психолог, ведущий МТ и АИ.
 Архетипическая работа с пространством. Приемы и методики работы с территорией и местными территориальными мифами в пространстве Магического театра.
 
        1. Современное положение вещей: Очень горько от потребительского отношения к древним местам силы, мифам и произведениям искусства. Русские сказки и вся славянская культура вызывают у большинства людей снисходительное, а порой и пренебрежительное отношение. Обесценивание родного и исконного началось еще с Петра 1 и продолжается поныне. По всему миру древние места силы становятся «туристическими» и обесцениваются, потому что люди приходят на них просто чтобы поглазеть или «подпитаться энергетикой» древних, взять себе хоть кусочек силы. Даже система образования, прикасаясь к мифам, например Древней Греции, ухитряется выработать к ним не интерес, а отвращение. Картины в музеях становятся энергетически тяжелыми из-за скользящего по ним равнодушного внимания. Почему и как это происходит? Людьми не осознана сама потребность к творчеству, в результате, человечество само не ведает, что в погоне за материальными благами, техническими новшествами и эксплуатацией лишь верхних, легкоперевариваемых слоев информации творческий потенциал искажается, теневое творчество становится разрушительным и разрушает мировую культуру и энергетику земли. Бездушное отношение ранит, искажает и загрязняет. Налицо отсутствие экологического подхода в нематериальной сфере. Необходимо понять важность контакта с сакральными точками планеты в открытом состоянии, трепетного отношения к духовному богатству, к проявленным сокровищам и к еще непроявившимся сокровищам коллективного бессознательного.
        2. О лаборатории «Архетипической работы с пространством»
Наша лаборатории «Архетипической работы с пространством» направлена на поиск новых методов работы по одушевлению пространства. Мы убедились, что Магический театр открывает новые возможности исследования территорий и связанных с ними территориальных мифов и новые точки творческой реализации души человеческой. Вообще, миф это ведь некий результат творчества, его кто-то когда-то придумал, проявил и передал. Нас заинтересовала идея Я.Л.Морено о «культурных консервах». Он считал, что результаты чужих творческих усилий – это некие «консервы» и говорил, что их можно использовать лишь для разогрева собственного творчества. Но это не значит, что их надо потреблять! Он и не говорил о потреблении. Их важно раскрыть – то есть прочувствовать и осознать все скрытые смыслы - и творить дальше! А также Дж.Хиллман, наш современник и создатель архетипической психологии, говорит о том, что в современном мире изменяется отношение между телом и психикой. «Вместо обычного представления о пребывании психического в теле возникает представление о пребывании в психическом тела». Хиллман считает, что в современном мире вовсе не обязательно каждому нормальному человеку постоянно копаться в собственной психике на пару с психотерапевтом. «Мир сам становится психическим телом; поэтому, когда мы движемся, стоим, смотрим, останавливаемся, поворачиваемся и сидим, наши тела совершают акты психической рефлексии, которую мы прежде считали психически возможной лишь в зеркале интроспекции. В таком случае самопознание в саду мира требует от индивида психического пребывания в мире, где вас посещают откровения относительно того, кем в действительности вы являетесь.» (Дж.Хиллман «От зеркала к окну: Исцеление психоанализа от нарциссизма») Таким образом, люди, работающие по нашим методикам, не завязаны на психотерапевтическую работу, не попадают в ловушку нарциссизма и зависимости от зеркал, а способны жить в мире и взаимодействовать с ним: экологично, не калеча его, а исцеляя. Считаем, что реализовать такой подход можно, например, посредством налаживания контакта с территорией, проживание ее территориального мифа, создание нового мифа, если это необходимо, и отмечаем, что тело при работе с территорией становится столь же важным инструментом как и психика.
        3. Формы и приемы работы с территорией и местными территориальными мифами в пространстве Магического театра.
В качестве формы работы выбран 3-х дневный семинар. Нужен ведущий Магического театра, исследовательская группа и конкретная территория. На территории необходимо находится физически и ведущему, и группе. На первом этапе исследовательская группа владеет минимумом информации о содержании каких-либо территориальных мифов, а ведущий готовится самостоятельно, работая с теоретическими источниками, применяя интуитивно-аналитический подход. Начальный этап работы - этоя телесная работа с территорией(происходит на уровне физического, эфирного и астрального тела). В свободном режиме люди исследуют территорию: ходят-бродят по ней, прислушиваясь к собственным инстинктивным позывам, ощущениям тела, чувствам и руководствуясь интуицией. В результате этого у каждого формируется вИдение территории, настройка на нее. Появляются некие образы от территории. Поскольку вИдение у каждого индивидуально, то и время этот процесс занимает разное. Лучше всего такое исследование проводить в одиночестве, или небольшими подгруппами, желательно в молчании. Когда ведущему приходит информация о том, что состройка всей группы с территорией состоялась, то появляется вероятность начать второй этап работы. Это проработка личных запросов участников, причем запросов, родившихся из контакта с местностью. Здесь возможны несколько вариантов на выбор по ситуации:
 - Архетипические путешествия в пространства, открывшиеся при работе с территорией;
 - Архетипические путешествия с конкретным архетипом-проводником или гением местности;
 - Психодраматическая работа в подгруппах: участники в парах , где один –ведущий, а другой
 – исследователь, находят 4-5 фигур, связанных с территориями из их жизни, и определяют послания от них. Ведущий в это время обращается к пространству Магического театра с просьбой войти в контакт с территорией данной местности и просит помочь участникам в личной работе;
 - Мифодраматическая работа в подгруппах: несколько мифов, проявившихся у участников во время исследования территории, отрабатываются с переходами в разные точки пространства (на разные стулья, например), каждая из которых – фигура из значимого для данной группы мифа. После этапа личной проработки необходима обратная связь.
 И далее третий этап – Ведущий знакомит группу с содержанием основных территориальных мифов и совместно определяется наиболее горячий на здесь и сейчас миф для работы. Степень яркости подкрепляется участниками – таким образом, территория, через участников группы, указывает с каким из мифов сейчас наиболее актуально работать. Определяются фигуры, ставятся зеркала и начинается Исследовательский Магический Театр. Это четвертый этап и на нем происходит основное таинство. Часто это преображение, очищение, исцеления и трансформации. Миф начинает раскрываться по новому – либо открываются новые, более глубокие смыслы, либо миф меняется. Территория и отношения с ней тоже меняются. На данном этапе мы провели экспериментальные исследования в Крыму, в поселке Коктебель и в городе Москве.
         4. Приемы работы с территорией и пространством художественного произведения на примере актерско-режиссерской работы "Покровские ворота".
Работа в пространстве Магического театра может протекать самыми причудливыми руслами и раскрываться с неожиданных сторон. В качестве примера такой активности метода Магический театр можем привести работу с территорией в городе Москве через актерско-режиссерскую деятельность и съемку фильма. В сентябре 2009 года мы собрали исследовательскую рабочую группу из 12 человек для актерско-режиссерской работы с пространством пьесы Леонида Зорина «Покровские ворота». Пьеса «Покровские ворота» с одной стороны является автобиографическим произведением Л.Зорина, где в образе Костика он раскрыл себя, как молодого парня, который приехал в Москву и рассказал, как она открывалась ему, как открывались живущие в ней люди и, себя зрелого, глядящего на свою молодость с высоты прожитых лет . А с другой стороны, это произведение затронуло слой коллективного бессознательного, связанного с отношениями с Городом и Людьми, которые волею судьбы становятся спутниками жизни, и в нем чувствуется прикосновение к глубоким архетипическим слоям. По времени, действие в пьесе проходит в течение года. Мы приняли решение вести актерско-режиссерскую работу в режиме реального времени – то есть тоже в течение года снимать фильм - новые «Покровские ворота» в Москве 2009-2010. Работа состояла из 5 этапов: «Осенний шаг», «Зимний шаг», «Весенний шаг», «Летний шаг» и «Финал». Четыре шага связаны с архетипом «Времена года», годичным циклом. Поскольку это актерско-режиссерская работа в пространстве Магического театра, то помимо активной работы с образами, телом и репетиций, мы использовали техники архетипических путешествий и проводили Магические театры. Следует отметить, что уже первое архетипическое путешествие по пространству Москвы подняло тему взаимодействия с территорией. Выяснилось, что часть съемок должна проводиться в непосредственном контакте с территорией Москвы, на определенных местах города. Ибо у Города есть потребность взаимодействовать с участниками, раскрываться через эту работу. В самом начале, в «Осеннем шаге», наш контакт с территорией привел нас к Новодевичьему монастырю и через настройку на территорию мы вышли на тему отсоединения от иллюзий, узнали, что часто потребность в неземной любви – это всего лишь потребность в неземном слияниии с матерью, стремление к невозможному, и за этим стремлением можно не заметить реальную жизнь. А осень время сепарации, отделения. И сама сила архетипа «Времена года» этому способствует – ведь и плоды осенью отделяются от материнского растения, их вскормившего. Это точка, только пройдя которую возможны собственные деяния. Граница между мамой и ребенком. Выход из отношений в «двойке», из двойственности. Это была информация, которая помогла нам раскрыть суть отношений героев в «Покровских воротах» именно в этом аспекте. Действительно, герои пьесы во многом как маленькие дети, хотя и выглядят как взрослые. Зимой, в «Зимнем шаге» работы, мы шли за природой, А что у нас делает Природа зимой? Она в это время как будто спит, но на самом деле, живое находится глубоко в недрах, глубоко внутри. Так было и с образами из «Покровских ворот» и с нами, актерами. Территория в это время привела нас к языческим камням в музее-заповеднике «Коломенское», вглубь к Земле, так как большая часть этих древних камней находится под землей. А ведь действительно, чтобы произошла внутренняя трансформация, отшельники часто уходили в пещеры, спускались глубоко внутрь земли, в себя, за внутренним ресурсом. Такие подземные врата. На территории пришло озарение-догадка: мужское это проникать в глубину, к самому сердцу земли, где горит огонь, огонь творческий. А женское это проявляться в мир, выплескиваться пеной и этот огонь приносить и отдавать другим. И мужское и женское активны по-разному, но всегда вместе. На этом шаге кроме двойственности «мужское-женское» появилась еще и третья составляющая – Огонь изнутри, Творчество. Но этот огонь еще глубоко внутри, а на поверхности игры. Но игры важные, потому что для ребенка, который только отделился от матери переход от двойственности к тройственности – шаг вперед. И в ролях актеры тщательно прорабатывали и осознавали треугольники Берна «Ребенок_Взрослый_Родитель» и Карпмана «Жертва_Спасатель_Победитель». Далее, в «Весеннем шаге» работа с территорией привела нас на Чистые Пруды, к Меньшиковой башне, где и произошло таинство соединения несоединимого, алхимический брак, обретение целостности. За этим к героям приходит способность воспринимать и различать (иногда осознанно иногда просто на чувственном уровне) игры, в которые играют люди и выбирать играть или не играть. И быть при этом или не быть собой настоящим. Выбор. Территория Москвы предложила нам всем выбор на этом этапе. Выбор с высоты, с воздуха – врата воздушные. Видимо, в связи с этим выбором работа в «Летнем шаге» была сложной. Мы работали в одном из самых древних московских мест силы – на территории села Коломенское. Отдавали долги нижнему миру и находили желание жизни, чуть приоткрывавшееся под желанием смерти. Чтобы включить, то новое, что нашлось, потребовалось сначала очищение, чтобы появилась пустота, куда можно принять новое, новые качества личности, новые возможности, новые главы жизненных сценариев. Очищение связано с водой. В наших архетипических исследованиях открылась информация про очистительную силу воды и Магический театр направил процесс работы так, что «Летний шаг» мы снимали на море, в Коктебеле. Там мы прошли врата водные. И, собственно, «Финал» у нас получился опять осенний. Его мы снимали у Триумфальной арки. Место символическое и огненное – войска, возвращающиеся с войны, проходили под ней, под вратами, с целью перейти в другое, мирное состояние. Теперь новое интегрировалось и можно отдавать его другим, Миру, природе и быть в единении, наслаждаться ощущением полной принадлежности. Возможно, до тех пор пока силу набирает стремление к сепарации и снова не развернется в полную силу осень. А еще здесь есть оттенок соревновательности, распределения ролей в по-новому складывающемся сообществе, выросшем из квартирки у "Покровских ворот"– кто главный, кто второстепенный, каждый занимает свое место, берет свой статус, свое настоящее место и двигается дальше. Время года осень – отсоединение от иллюзий и от образов других, поворот в сторону опоры на себя, а не на внешний мир. Время «сбора плодов». Осознанное наблюдение за процессом этого контакта Пространства пьесы, Людей и Города привело к тому что мы увидели происходящие с участниками метаморфозы, которые могут привести к трансформации и появлению того самого алхимического золота. Более подробно познакомиться с результатами наших исследований можно из ряда статей в Альманахе «Архетипические исследования» кафедры «Магического Театра и Архетипических исследований».
 Спасибо! И будем рады сотрудничеству!
 Наши Контакты: e-mail kryshenko@ya.ru
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Эль (02.11.2010)
Просмотров: 1238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Поиск

©2012 Все права защищены Ольга Крыщенко Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz