Само понятие Архетип введено К.Г.Юнгом в аналитической психологии. Под архетипами он понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи бессознательных первичных первообразов и структур психики. Именно они, на бессознательном уровне, обеспечивают основу поведения человека, структурирование личности, понимание себя и Мира. С практикой архетипических путешествий я впервые познакомилась в пространстве Магического театра на семинаре Владислава Лебедько в 2006 году. До этого у меня был опыт работы в измененных состояниях сознания (ИСС), ребефинга и шаманских путешествий. Архетипическое путешествие удивило меня во-первых ясностью сознания в процессе , во-вторых неожиданными открытиями новых смыслов и возможностью выхода за собственные ограничения и пределы. Хочу привести здесь цитату из книги В.Лебедько, М.Михайлова и Е.Найденова из книги "Боги и эпохи", вышедшей в 2007 году в издательстве "Весь": "Архетип переживается, как мощный энергопоток, вызывающий отчетливые изменения психофизического состояния (телесные функции и ощущения, эмоции, озарения и инсайты, информация дотоле неизвестная и т.п.) Скажем так: нам удалось найти (на самом же деле – вспомнить) уровень языка, где в очень свернутом виде каждое слово содержит огромную совокупность смыслов, переживаний и ощущений, намоленных и намысленных миллионами людей вокруг осей – архетипов коллективного сознания и бессознательного. Архетипы же не возникали на голом месте. Они являются некими «резонансными пространствами» в едином энергетическом поле Универсума. И когда мы произносим определенным образом, находясь в определенном состоянии, эти слова, происходит развертка огромного числа смыслов и ощущений, доступная для переживания. В нас разворачивается архетип, как совокупность общечеловеческого опыта на «резонансной частоте». Это переживание можно, при помощи специальной процедуры, передавать «оператору» и, затем, вести с ним беседу, где он отвечает от имени архетипа. Нужно только, чтобы «оператор» был достаточно сенситивен. Мы использовали «архетипотерапию» на Магических Театрах, в групповой, семинарской и индивидуальной работе, направленной на целительские задачи, самопознание и индивидуацию. Работу с архетипами мы активно вели и на наших семинарах, на которых с 2004 года делался акцент на исследование Мифологического сознания и способы достижения мифологического восприятия себя и мира – восприятия всеединства и целостности, путем переживания всего (и, прежде всего, – себя самого и своей души) как Живого, одушевленного, связанного со всем и растворенного во всем. Довольно часто мы обращались к славянским богам и архетипам, хотя не забывали и богов других пантеонов. На семинаре «Русский Дух и Русская Душа» в январе 2007 года нам открылся новый метод, который мы назвали «Архетипические путешествия». По сути, он базируется на методе «Активного воображения», разработанном Карлом Юнгом и его последователями (особенно Джеймсом Хиллманом[2]), но к «Активному воображению» мы добавили один существенный и принципиальный момент – приглашение архетипа на участника «воображаемого путешествия»[3]. Путешественник создавал намерение на «маршрут» - тему путешествия (это могли быть, например, известные темы – путешествие в глубины моря или в подземный мир, а могли быть и новые, разработанные нами маршруты, исходя из особенностей того или иного архетипа), а приглашенный архетип многократно усиливал эффект воображения, создавая ощущение психоделического путешествия по мирам (с абсолютно достоверными психофизическими состояниями) и, кроме того, архетип являлся проводником и вожатым путешественника, а также сообщал ему ту или иную необходимую информацию и помогал ориентироваться. Кроме того, на семинаре (и далее – в процессе написания книги) путешественника сопровождал партнер – ведущий, который направлял его вопросами, просил отождествляться с теми или иными образами, получать от образов, встречающихся на пути, информацию и многое другое. Путешественник получал, кроме самого эффекта путешествия по мирам, богатую информацию о разных слоях своего внутреннего мира, которая потом использовалась на Магических Театрах и т.п. Иногда путешествие происходило в форме «вопрос – ответ», чаще же – через сложную совокупность многомерных образов и переживаний, которые приходилось выражать своими словами. Так что, естественно, мы не могли, да и не стремились избежать окраски ответов богов своими выражениями и даже, местами, слэнгом. Архетипу, для общения под диктофонную запись, не избежать человеческого языка, окрашенного культурными формами того времени, когда происходит диалог. Хотя, сам контакт – нечто неизмеримо большее, чем может вместить печатное слово, и нам пришлось существенно урезать то, что мы созерцали и переживали. Но суть путешествий мы, тем не менее, постарались передать насколько возможно точно, естественно, с поправкой на неизбежные искажения нашей личной и культурно-исторической матрицей восприятия. Учитывая тот факт, что развитие сознания отдельного человека повторяет эволюцию сознания человечества (отраженную в мифологии[4]), мы могли также получать мифологическое описание некоторых процессов нашего общего человеческого прошлого, а также получать метафорическую информацию о разнообразных мирах нашего сознания. В каждом путешествии повествование идет от первого лица (путешественника). Иногда в некоторые места вставлялись диалоги с богами. Большая часть полученной нами в путешествиях информации имеет метафорический характер, хотя кое-где мы обращали внимание на некие детали и расшифровку полученных метафор. Описания некоторых путешествий могут показаться местами противоречивыми, тем не менее, мы не старались снять эти противоречия, ибо эти описания предназначены большей частью для образного восприятия и стимуляции правополушарного мышления, а не для логических умозаключений. Из путешествий по различным мирам получился своеобразный коллаж, дающий как бы отдельные мазки на полотне картины мира Мифологического восприятия, которое, на наш взгляд, очень важно именно в нашу эпоху для оживления и одушевления сознания людей и окружающего нас мира. [1] Подробно про Магический Театр можно прочитать на сайте Лебедько Владислава http://sannyasa.narod.ru [2] См. Джеймс Хиллман «Архетипическая психология» [3] Как происходит «приглашение архетипа» описано в 1 главе «Ключ к беседам с богами» нашей книги «Боги и эпохи» «Весь» С.Пб. 2007 [4] См. например, Эрих Нойманн «Возникновение и эволюция сознания»
|