Воскресенье, 19.05.2024, 05:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт помогающего практика, психолога Ольги Крыщенко

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
счетчик посещений

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Методические материалы. Психологическая граница личности.
Методические материалы. Психологическая граница личности.

   Психологическая граница имеет невидимую энергетическую субстанцию. Однако, на практике, при определенной настройке чувствительности и вИдения, любой человек обретает способность ее воспринимать. В нашем языке даже есть множество метафор и выражений с этим связанных: «Открытый человек!» или «Между нами словно стена выросла!?». 
   Энергийная парадигма в психологии развивалась А.Ухтомским, внутри теории функциональных органов. Он и утверждал, что психологическая граница есть виртуально-энергийное образование, такой функциональный живой орган. Благодаря этому функциональному органу  осуществляются  взаимодействия с окружающим миром. Сначала этот орган практически отсутствует и его задачи решает мать, потому что между окружающим миром и ребенком есть пространство, образованное матерью. В период беременности – это само физическое тело матери. В первые годы жизни человека, мама как бы энергетически «донашивает» ребенка, затем он отделяется и обретает свое личное пространство внутри психологической границы. Дальше граница растет вместе с человеком и  весь процесс личностного становления можно рассмотреть как процесс развития психологической границы. Соответственно,  искажения, травмы или фиксации на каком либо из этапов приводят к тому, что функции этого органа работают с искажениями. Часто используются образы «дырок» и «стен», являющихся неожиданными явлениями как для самого человека, так и для его партнеров.  Когда человек меняется, личность его трансформируется и, в связи с этим, должна трансформироваться и меняться  психологическая граница. Но если она хрупкая, состоит из «стен» и «дырок», то самому человеку важно помочь ей стать гибкой и насытить вниманием и энергией, иначе трансформации приводят к тяжелым последствиям.                                                  Конечно, изначально кажется, что нужна некая оптимальная психологическая граница, у которой все своевременно и прекрасно, но это, пожалуй,  некоторая утопия и идеальная мечта.
Можно сказать, что в идеале оптимальная психологическая граница:
1. Должна быть аутентична (то есть соответствовать «Я»-глубинному).
2. Должна быть адекватна миру и обществу.
Ура! Человек может быть собой в мире людей!! Только для этого, как сказал Антонио Менегетти,  необходимо развивать чувствительность к «внутреннему оргазмическому сигналу». 
      Можно выделить четыре опорные для психологической границы точки, в которых хотелось бы, чтобы состояние энергии было гармоничным и ресурсным:
1. Взаимоотношения головы и туловища.  (Тут у человека живут все противоречия между рациональным и чувственным началом. Сверхконтроль, который мешает быть самим собой. Рационализация, которая защищает от жизни. Закрытая связь с божественным  и т.п.)
2.  Точка ощущения собственного центра. Живот. «Я-сущностное», «Я-есть», «Я-глубинное».  Рассматривается вне социального контекста, вне отношений. Важна связь центра и психологической границы. (С этой точкой связана уверенность человека в себе.  Граница начинается именно в центре, из него и получает энергетический ресурс)
3. Заземление. Дает ощущение опоры и контакта с физической реальностью, с Землей.
Перечисленные три точки касаются вертикали, а есть еще горизонталь, и собственно она и есть психологическая граница.
4. Горизонталь. Она связана с  отношениями, способностью к коммуникациям. (Если вертикаль плохо простроена, то горизонталь упадет, вертикаль подготавливает ресурс).
Границу можно рассмотреть как структуру, состоящую  из 6 подструктур или 6 функциональных образований. 
Подструктуры или функции психологической границы.
1. Не впускающая. (Слабость этой подструктуры проявляется так, например: «Не могу сказать «Нет», близкие садятся на шею, приходится делать то, что им надо, скрипя зубы») Осуществляет разграничения:  «Я» и  «не Я», «Мое – Не мое». Укрепление границы.
2. Пропускающая. (Данная функция  нужна, когда принято решение построить близкие отношения и интимность). Это как бы растворение границы тогда, когда сам человек этого хочет.
Очень важен баланс между двумя этими функциями. Часто виден дисбаланс – либо одно, либо другое. Обе функции непосредственно связаны с внешним миром.
3. Вбирающая. В этом случае не мир оказывает воздействие, а сам человек решает, что ему что-то нужно и берет это. Эта функция связана с усилием и работой. Рядом с этой точкой часто обнаруживаются установки типа «само придет». Они выстроились и мешают делать, потому что в детстве не было смысла желать и смысла брать самому, и от этого  функция  не разрабатывалась. (Мама наперед знала, что нужно ребенку, что он хочет и проч.) и тогда суть установки – «Я подожду пока все само собой произойдет (внешний мир за человека сделает или подарит или пинка даст)», «Это другие должны догадаться о том, что мне нужно, я уже достаточно намекал (а  затем обида)»
4. Отдающая. Тоже функция, не связанная напрямую с импульсами от внешнего мира. То, что человек отдает, выдает, творит, создает связано с внутренними импульсами и внутренними энергиями. Эта функция дает спонтанность в выражении своих мыслей и чувств. Дает возможность осуществления того, что есть во внутреннем мире, фактически помогает самореализации.
5. Сдерживающая. Способность сдерживать чувства и другие самовыражения тогда, когда это не адекватно внешнему миру. Важен баланс между 4 и 5.
6. Спокойно-нейтральная. Базовая функция. Она полностью включена тогда, когда нет импульсов внутри и снаружи и при этом человек может находиться в спокойном, благостном состоянии. Функция важна для гибкости и адекватности границы.
      В процессе написания этой статьи я вышла погулять на улицу. На улице  огромные сугробы снега, даже и не верится, что конец марта. И встретила там, среди зимы и сугробов, молодую маму, болтающую со знакомой, а рядом возился в сугробе ребенок лет трех. Он разбегался и нырял в сугроб и смеялся, а мама, периодически отвлекалась от разговора и подбадривала его: «Ого! Какой ты молодец!» и «Какую глубокую нору выкопал!». И тогда он еще разбегался и врезался в маму. Они оба хохотали при этом. Хорошая такая картинка, правильная энергетически, на мой взгляд :). И в связи с этой синхронией, в заключении к данным методическим материалам хочу привести цитату А.Лоуэна:
«Чувство безопасности человека определяется его отношениями с матерью в раннем детстве. Позитивные ощущения – опека, поддержка, нежность, одобрение – позволяют телу ребенка находиться в мягком, естественном состоянии. Ребенок ощущает свое тело как источник радости и удовольствия, отождествляется с ним и испытывает единство со своей животной природой. Такой ребенок вырастет хорошо укорененным в реальности человеком, одаренным сильным чувством внутренней безопасности. И наоборот, когда ребенок чувствует недостаток любви и поддержки со стороны матери, его тело становится жестким. Жесткость – естественная реакция тела, как на физический так и на эмоциональный холод. Равнодушие со стороны матери ослабляет у ребенка чувство безопасности, разрывая его связь с первичной реальностью. Мать – наша личная земля, а Земля – наша общая мать. Любая неуверенность, которую ребенок испытывает в отношениях с матерью,  находит отражение в структуре его тела. Ребенок будет подсознательно напрягать диафрагму, сдерживать дыхание и поднимать плечи от страха. Если неуверенность закрепится в структуре тела человека, он попадет в порочный круг, так как будет испытывать неуверенность еще долго после того как станет независимым от своей матери.
Проблема недостатка чувства безопасности неразрешима, пока человек не осознает, что недостаточно заземлен. Он может верить,  что находится в безопасности, потому что получает деньги, имеет семью и положение в обществе. Но если он не заземлен, он будет страдать от недостатка внутреннего чувства безопасности». 

Литература
1. Т.С.Леви, «Пространственно-телесная модель развития личности», Психологический журнал, N1? 2008
2. Т.С.Леви «Телесная парадигма развития личностной аутентичности», журнал «Вопросы психологии», N6
3. А.Лоуэн «Психология тела. Биоэнергетический анализ тела», М,, 2007 

Категория: Методические материалы | Добавил: Эль (26.03.2012)
Просмотров: 3576 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Поиск

©2012 Все права защищены Ольга Крыщенко Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz