Суббота, 18.05.2024, 10:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт помогающего практика, психолога Ольги Крыщенко

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
счетчик посещений

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Методические материалы по проекту "Эль-театр.Дети и родители" Часть 3.
Любую семью можно рассматривать как живую семейную систему, которая не статична, в которой все время что-то происходит. Все ее части взаимно влияют и взаимообуславливают дру-друга.
 Собственно, семейная система имеет ряд свойств:
1. Особенности взаимоотношения ее членов. Когда родители приходят на занятия с ребенком это видно в том, как они общаются между собой, как с ребенком, насколько часто говорят «Мы», как посылают друг-другу сообщения и т. п.
2. У каждой семьи есть свои правила. Они так сразу не видны, осознанные и неосознанные, причем последние часто опираются на следующее свойство.
3. Семейные мифы. На этом свойстве семейной системы мы сегодня остановимся подробнее.
4. Семейная система имеет свои границы.
5. У нее есть свои стабилизаторы. Часто это дети.
6. Есть конкретная история семьи.
       Семейный миф. Что же это такое? Это те самые традиции семьи, о которых мы говорим в рамках этого курса или нет? Это некая формообразующая идея, которая отвечает на вопрос «Кто Мы?». Миф формируется в течение трех поколений (минимум). Это некое знание, которое применяется всеми членами семьи как осознанно, так и неосознанно. Семейный миф отражает знания о том, что в семье принято думать, чувствовать, делать, а что не принято. Наиболее ярко миф проявляется при нарушении границ семьи, например, когда посторонний человек входит в семью, или когда семья выходит в социум и демонстрирует ему себя. В нашем случае, когда мы разрабатываем развивающий курс «Дети и родители», это именно так. Следовательно, ведущему необходимо владеть психологическими знаниями о семейных системах. Я рекомендую книгу А. Варги «Системная семейная терапия», а сейчас коротко изложу основные семейные мифы:
Миф «один за всех и все за одного» или, в российской реальности он именуются «Мы – дружная семья». Миф характеризуется тем, что «сор из избы не выносится никогда». В такой семье не может быть открытых конфликтов, тем более при детях. В результате – отношения не выясняются, конфликты вытесняются и заминаются. Принятые чувства – любовь, нежность, жалость, благодарность, умиление. А обида, гнев, разочарование – игнорируются и вытесняются. Проблемы начинаются, если в семье кто-то оказывается неспособным игнорировать свои нормальные чувства к родственникам. Для семьи он становится «как бельмо на глазу», часто именно по поводу такого человека члены семьи обращаются на терапию, а дело-то совсем не в нем. Для «дружной» семьи характерны трудности отделения подростков от родителей. Подростков не отпускает семейная система так как дети в таких семьях часто включены в обслуживание психологических потребностей своих родителей и именно поэтому не могут начать жить своей жизнью, оставаясь все время «на посту». Жизнь младенца начинается, благодаря процессу слияния, но продолжается благодаря процессу разделения, которые начинаются на клеточном уровне, а с определенного момента переходят на уровень психологический. Для нашей работы важно, чтобы все стадии разделения ребенка с матерью проходили своевременно, без застреваний. Этот миф может проявиться при работе со сказками: родители все время будут подчеркивать важность «общих» дел, делать акценты на том, как здорово когда все дружны, «один за всех и все за одного», а все другое совершенно не воспринимать, Например, у меня был случай, что сказку Г.Х.Андерсена «Гензель и Гретель» просили убрать срочно из курса. Для равновесия ребенка из такой семьи стоит часто брать на «героические» роли, в которых его главная задача принимать решения, проявлять инициативу и действовать самостоятельно. Важны также роли, в которых есть шанс отработать негативные чувства – гнев, агрессию.
Миф «Мы – герои». Как правило, в семье хранятся и передаются из уст в уста рассказы о героических поступках предков: старых большевиков, партизан, героев войны, переживших голод и репрессии, вырастивших детей в трудных условиях . Этот миф задает стандарт чувствования и мировосприятия. Где герой – там все с размахом, нет просто радости – есть счастье, нет любви – есть неземная страсть, нет жизни – есть судьба, нет грусти – есть трагедия. Непримиримость, обиды долго помнятся. Могут гордиться, что с кем-то из родственников поссорились и лет 5-7 уже как не разговаривают. В семье героев часто встречаются хронические не леченные заболевания: герои не ходят по врачам. В их жизни много трудностей и проблем. У героев всегда высокий стандарт достижений, они принципиальные и непримиримые люди. Жанр трагедии. Героям подобает испытывать очень сильные чувства, в основном отрицательные. Для них необходимы трудности, необходимо преодоление, они за все должны бороться. Часто они этим гордятся, потому что такое поведение кажется им образцом стойкости и принципиальности, Ребенка воспитывают строго, в качестве наказания лишают удовольствий, часто применяют порку. Миф связан с выживанием, а когда в нем нет необходимости – т.е. все хорошо, то непонятно, что делать. Герои не жалеют себя и своих детей. Например, на занятиях курса могут не отпустить ребенка в туалет, чтобы не прерывать процесс, не обращать внимания на жалобы ребенка, объявляя их капризами и т.п. Еще, А.Варга обращает внимание на то, что миф о героях в следующих поколениях трансформируется в
миф «Мы-спасатели» : в семье обязательно должен быть некий человек, который держит всю семью на вытянутых руках и совершенно непонятно, чтобы семья делала без этого человека. Часто в этой роли выступает бабушка ребенка, которая тоже приходит на занятия «Дети и родители» и активно участвует в процессах. Понятно, что для того, чтобы всем помогать, необходимо, чтобы эти все были слегка инвалидами, а то получится, что никто не нуждается в спасателе. «Алкогольные семьи», «гипо-« и «гипер-« функциональность сильно просматривается в таких семьях.
Еще один семейный миф «Мы – люди». Важно внутреннее, высокое содержание. Все человеческое нужно зарабатывать: учиться, заниматься творчеством. А если это не так - значит мы - животные, а это очень страшно и ни в коем случае нельзя показывать. И интенсивно развивать собственных детей с самого рождения, чтобы они были людьми. Дети часто начинают бастовать и плохо учиться, им важна ценность эмоционального контакта. Идея мифа состоит в том, что человеческое существо должно совершать в течение всей жизни определенные действия для того, чтобы подтверждать свое специфическое человеческое качество. Если этого не делать, то автоматически происходит «оскотинивание и озверение». Высокая ценность образования, творчества, созидательного труда. И утрачивается ценность эмоционального контакта ради знаний. Вытесняется все что связано с "животными" потребностями.
Еще хочу отметить, что семьи могут «дружить» между собой по мифам, которые у них сочетаются: «Герои» со «Спасателями», «Люди» со всеми, «Дружные семьи» между собой.
Так вот, когда традиция семьи осознанна, выявлен миф, появляется шанс что она не превратиться в жесткую догму, будет живой и гибкой в потоке жизни. А миф подчас уже устарел давно, стал жестким, его пора менять. В этом может помочь курс «Эль-театр. Дети и родители» и чувствующий, грамотный ведущий. С другой стороны - это не терапевтический курс, поэтому без возникающих запросов не стоит браться изменять то, что к изменениям не готово. И рассказывать информацию о семейных мифах тоже не надо, просто иметь ее в своей базе данных, чтобы быть вооруженным в возникающих ситуациях.

Литература
1. А.Варга "Введение в системную семейную психотерапию", Москва, "Когито-центр", 2009.
Категория: Методические материалы | Добавил: Эль (06.07.2010)
Просмотров: 700 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Поиск

©2012 Все права защищены Ольга Крыщенко Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz