Суббота, 18.05.2024, 11:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт помогающего практика, психолога Ольги Крыщенко

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
счетчик посещений

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Методические материалы по проекту "Эль-театр. Дети и родители".Часть 1.
В чем значимость курса «Эль-театр» и почему я за него берусь? Я хочу, чтобы как можно больше людей, связанных с развитием подрастающего поколения разрабатывало близкие по духу, живые проекты. Проект, который у нас получится, будет уникальным , разработанным как собственная практика духовного, душевного и личностного развития. Он будет рождаться свой у каждого будущего ведущего, в процессе нашей работы и пока проект «в процессе», то про него можно сказать только, что это будет развивающая программа для детей и их родителей, с использованием домашнего театра, сказок, рисунков и подвижных игр. Ведение таких проектов необходимо в современном обществе, в связи с резким перекосом в сторону «потребительской культуры» у наших детей не возникает желания быть создателями и творческими личностями. Да и родители не сильно об этом задумываются – слишком сильно желание «быть как все», устроиться поспокойнее. Не все, конечно же, и пусть тех, которые задумываются станет больше :). А так ведь средства массовой информации изливают огромные потоки рекламы, которая выгодна тем, кто продает. И люди покупают вещи, которые сделаны бездушно, сделаны не для радости и не с радостью, а с целью, чтобы они чуть поработали и быстро сломались. Это именно для того, чтобы возникала потребность часто покупать новые вещи, а старые выбрасывать. Люди покупают и совсем не нужные вещи, просто потому, что это модно, просто потому, что поход в магазин стал почти единственной формой досуга. Детям трудно с самого раннего возраста ориентироваться в этом информационном пространстве и засилии ненужных вещей. В этих быстрых потоках трудно даже научиться любить собственные игрушки – ребенок усваивает, что если сломается у него игрушка, то он попросит родителей и ему тут же купят новую, а старую можно просто выкинуть, даже не успев полюбить. А ведь игрушки очень важны для детей, как некие переходные объекты, взаимодействие с которыми обуславливает отношения с Миром в будущем. Постепенно, весь Мир становится огромным рынком, на котором действует принцип "если у меня есть деньги – мне дадут все, я хозяин ситуации, а если нет – то я неудачник". Жить в таком мире скучно и муторно, даже тому человеку, у которого эти деньги есть - они же кончаются и появляется новый товар. И человеку кажется, что нет ничего настоящего, нет истинных ценностей, непонятно, что человеку хотеть кроме денег. Куда ему двигаться дальше, как жить вообще. Человеку-только-потребителю плохо. Поэтому важно появление сейчас тенденций, обращающих внимание на семейные традиции и ценности, на создание самой творческой атмосферы семьи, осознанное направление родителей на создание новых семейных традиций, даже если утеряны старые. Таких традиций, чтобы не все как у всех, а как именно у нас, как у меня, как в нашей семье... Одним из замечательных средств выстраивания отношений между детьми и родителями и создания таких традиций, являются деятельностно-ориентированные методы, а проще сказать игры. Игры, делающие акцент на совместной деятельности – и именно в этих процессах есть ценность. Ценность душевного общения, обмена знаниями, взаимного обогащения внутренних миров детей и родителей. Важен момент контакта. Живого контакта, не имеющего целью заполнить ребенка как можно большим количеством информации, а душевного контакта, моментов, когда вместе весело и хорошо и можно создавать много интересного. Вспомните, ведь когда мама читает ребенку сказку и действительно переживает историю героев, ребенок чувствует себя с ней вместе в этой сказке. Многие скажут – ничего страшного нет, например, в телевизоре, если родители контролируют что ребенок смотрит, да и родителям надо отдыхать и проще включить мультик или видео-развивающую программу. Да, нет ничего страшного, если это после 5 лет и не больше часа в день. Неприятность в том, что кроме телевизора и других механизмов часто с детьми никого и нет, так как другие формы досуга и собственно жизни в доме малоосвоены большинством. Хотя давно известно, что использование домашнего театра в практике семейных традиций дает очень интересные эффекты – хочется творить вместе больше и больше. В русских дворянских семьях домашнему театру отводилось много места. И это к тому, что дети и много читали, и занимались с учителями. Важно было организовать пространство для театральной игры, в которой оживали образы из книг, сказок и мифов. Как же это делать? Само занятие выглядит как спонтанный процесс игры в сказки, в который вовлекаются все вместе и дети, и родители на равных Однако, процесс этот заранее структурирован ведущим, хоть и в самом общем плане, но структурирован.
Вот что делается до занятия, при подготовке:
1 часть: Адаптационная и разогревающая:
10-15 минут – активные игры, игры на знакомство, показать кто ты из зверей, птиц, предметов. (Возраст порядка 4-6 лет) Для годовалых – разогрев выглядит в освоении пространства – щупать и смотреть.
Основное действие:
В нем дается информация, но аккуратно. Единиц информации должно быть 5 на момент времени. Например, Сказка про курочку рябу. Чтобы ее показать-рассказать будут нужны опорные предметы – их мы дадим будущим актерам или наденем для них. В «Курочке Рябе» как раз 5 значимых участников: Бабка, Дедка, Курочка Ряба, Мышка и яйцо. Бабке можно повязать платочек, Дедке надеть шапку-ушанку или бороду, Курочке – пестрый плащ, Яичко можно взять деревянное или раскрашенное пасхальное. Сказка рассказывается раза три если это годовалые дети и сразу ставится, если это группа 3-6 лет. Раздаются роли, даются в руки или надеваются опорные предметы и ведущий комментирует и рассказывает сказку, побуждая и вовлекая детей и родителей в игру. После этого опорные предметы собираются и убираются, например, накрываются платком. После сказки должен быть небольшой перерыв минут на 5, переключающий. Во время перерыва можно раздать призы, например, за то что все молодцы, здорово показали сказку. Потом следующая сказка или следующий сюжет (если сказка, выбранная для работы большая). Например, Репка. Выделяем 5 единиц информации. Героев больше. Половину может взять на себя ведущий, например: Репка, Дедка, Бабка(ведущая надевает платочек), внучка, Жучка ( ведущая лает и прицепляет к внучке собаку игрушечную), кошка, мышка – получается 5 героев и 5 опорных предметов: Репка (герой и сама репка, он ее держит в руках и не дает вытянуть), Дедка, Платок бабки, Внучка, игрушечная собака, Кошка и Мышка. Можно и объединить, например Жучку с кошкой – тогда их берет на себя ведущий. Если дети захотели сыграть других героев – можно проиграть сказку несколько раз, меняясь ролями. Дальше опять собрали опорные предметы, спрятали в другое место или под другой платок. И опять перерыв – можно морсом напоить, дети к середине занятия часто пить хотят. Следующая сказка – Теремок. В нем тоже больше героев. Опять также для себя сначала ведущий выделяет опорные предметы, роли, и свои функции. Единиц информации – предметов пять и ролей пять, больше не надо. Это даст возможность делать сказку в атмосфере информационного комфорта. После – опять нужно собрать опорные предметы и спрятать. В перерыве – похвала артистам и танцевальная разминка – на 2-3 минуты включается ритмичная музыка. Заключение: По очереди снимаются платки с опорных предметов первой, второй и третьей сказки и спрашивается: Это чье? Или Это Что? И Из какой сказки? А сказка какая? (Русская народная :)) Это обобщение. Можно потом сфотографироваться на сказочном фоне ( это огромный рисунок, нарисованный на больших ватманах). Иногда на этом фоне можно предложить самим детям что-то нарисовать из сказок, в которые играли сегодня. К следущему занятию должна быть уже готова информация – какие сказки планируются, какая-то ориентировка для родителей – стенд или плакат. И если дети совсем не касались этих сказок – домашнее задание родителям – ребенка со сказкой познакомить. Если это группа 3-6 лет возможно добавление неожиданностей. Дело в том, что сказки про Репку, Курочку Рябу и Теремок они уже точно знают (почти все), поэтому интересным ходом является замена героев – наример, Репку тянет дедка, а помогать ему прибегают зайцы, Курочка Ряба может оказаться Гусыней Ритой и т.п. Сам сюжет при этом оставляем без изменений и дети радуются, когда его узнают. Как не утонуть в информации? Допустим, есть фронт работ на 9 месяцев (учебный год). Это 36 занятий еженедельно. Нужно выделить каждое из них, сначала по названиям, потом по сценарию, подобрать или сделать опорные предметы. Это не делается за один день, это все собирается как коллекция, подтягивается потихонечку. Но структура с названиями уже должна проявиться в начале курса – программа, собственно. Ее можно прикреплять к естественным циклам. Это Осень, зима, весна, лето. Обычно учебный год охватывает период с Осени по весну, поэтому внутри каждого времени года удобно опираться на праздники – календарные, или славянские, или христианские, или все вперемешку, или придумать новые. Угощение и напитки домашние – важный аспект. Нарисованные вручную картины –тоже. Это то, как мы сами дарим миру свое творчество. Еще хочу обратить внимание на важный аспект: месяца через два после проведения конкретной сказки опорные предметы можно доставать при разогреве и перебирать, вс поминать, обновлять в памяти – что делали, как играли с ними, что интересного происходило. Для подготовки удобно завести 36 папочек (на компьютере можно) и постепенно распределять информацию, которая приходит по конкретным занятиям. И вещи для опорных предметов собирать, и идеи для рисунков и даже идеи для угощений. Никогда не нужно выдумывать все и сразу, важно слушать весь мир и движение его.
 
Как выглядят занятия "Эль-театра" можно посмотреть в разделе "Фотоальбомы" в категории "Исследовательская работа с пространством" подраздел "Семьи. Эль-театр"
Категория: Методические материалы | Добавил: Эль (28.05.2010)
Просмотров: 654 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Поиск

©2012 Все права защищены Ольга Крыщенко Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz