Двери
счастья открываются наружу. Эссе.
Эта
тема сразу привлекла мое внимание, ибо я поняла, что для меня это утверждение
имеет меняющийся смысл. Я решила написать исследовательское эссе о том, почему
это так. Предполагаю, что это как-то связано с моей личной историей.
Двери
счастья… Какая красивая метафора…В
связи с ней я вижу пред внутренним взором, что проявляется какое-то мое
воспоминание, связанное с солнцем, точнее с солнечным светом и теплом. Я как
будто совсем маленькая, лежу в саду на солнышке и поднимаю ноги,
предусмотрительно отодвигаясь с мокрого…
Ну, конечно! Мокрое – это пеленка, даже точно помню, что зеленая и
байковая, которую у меня хватило сил распутать ногами. Вот и двери, которые
открылись наружу – освободилась от пеленок и всем голеньким тельцем впитываю
солнечный свет в яблоневом саду на даче! Все-таки спасибо моей маме, что она не
идеально меня пеленала и была возможность почувствовать свободу. Когда я была
маленькая, еще был Советский Союз и, естественно, что воспитывали меня в духе
позднего социалистического общества. Пеленание было обязательным атрибутом. И
конечно освобождение от пеленок было запоминающимся ощущением. С другой стороны
– без пеленок хорошо на солнышке, а если холод? Тогда и пеленки, и теплый дом –
благо.
Вообще,
специфика воспитательного процесса в СССР парадоксальна, еще бы не было
меняющихся смыслов, ведь часто
родительские послания, которые я
воспринимала, были сложносочиненными и
состояли из разнонаправленных, «двойных» посланий. Например, с одной стороны мне транслировали, что
ценен каждый человек, каждая индивидуальность, а с другой стороны – что чтобы с
тобой дружили - надо думать с позиции
«других» и предлагать этим «другим» именно то,
что нужно им, а вовсе не то, что хочешь ты. Или с одной стороны: звучали замечательные
фразы о том, что «Я»- последняя буква в
алфавите и скромность украшает человека,
а с другой – «хочешь жить – умей вертеться» и «не потопаешь – не
полопаешь!». Собственно, уже к первому классу я твердо усвоила, что чтобы быть хорошей девочкой я должна быть в
меру общительной, в меру инициативной, слушаться родителей и учителей, хорошо
учиться. Хочу отметить здесь, что общение для меня всегда было
удовольствием, и я немножко сожалела,
что не ходила в детский сад, а была на домашнем воспитании у мамы. И когда
удавалось завязать знакомство с ребятами во дворе, то дружить и общаться с
ними – это было ценно и значимо. Поэтому «в меру» для меня
тогда - это ограничение свободы делать то, что нравится, ограничение
удовольствия. Ну, и так же как из пеленок я выбиралась, также и порой
сбрасывала и это ограничение - была «не
в меру» общительна, заразительна, весела и неуправляема. За что меня любили сверстники и не любили
учителя. Первый конфликт, который случился со мной в школе, был связан со
спором с учительницей. Она рассказывала, что бабочки очень хрупкие и нежные
существа и живут всего пару дней, поэтому их надо беречь, а я подняла руку и
сказала, что я читала о том, что некоторые бабочки живут гораздо дольше, чем
один день, и даже собираются в стаи и перелетают через океан. Учительница сказала, что этого не может
быть. Я, слегка озадаченная, пришла домой и поинтересовалась у мамы, кто прав –
книга или учительница? Сейчас мне кажется, что на тот момент, меня устроил бы
любой конкретный ответ – я действительно готова была поверить и в то, что в
книжках пишут разное и в то, что учительница может что-то не знать. Но
мама не смогла мне что-то объяснить в
тот момент, захваченная эмоциями, прихватив книжку, она побежала отстаивать
правду в школу. Вернулась почти заплаканная, эмоционально разбитая и мне стало ужасно плохо, я решила, что это
все из-за меня. И хоть мама и говорила, что учительница попалась «не та», меня
это мало успокаивало. Я приняла два решения: во-первых «не высовываться» в
школе со своими знаниями и инициативами, а во-вторых «не быть собой» с мамой,
потому, что я ее этим очень расстраиваю. Тут вот двери счастья временно
закрываются и к тому же, все строение обрастает защитным забором...
А
со сверстниками было иначе – я постепенно открывала для себя то, что я
предполагала «нужным и полезным» для кого-то,
далеко не всегда является ему обязательно нужным и то, что я совсем не
считала относящимся ко мне, вдруг
оказывалось важным для кого-то. Другой
это во мне находил и именно это сам во
мне ценил. На этом этапе было много удивления – оказывается, другие видят во
мне совершенно другого человека, подчас совсем непохожего на того, какого я
чувствую изнутри и каковым я себя считаю! Изнутри я себя критикую, а снаружи
меня хвалят! И еще одно базовое решение: раз другие знают меня хорошую, следовательно, болшее значение имеет то, что
обо мне говорят, чем то, что я чувствую и думаю. Гм… Двери счастья вроде
открыты на прием, но чего-то не хватает? Ага, мир дарит солнечный свет, а я ему
либо мокрые пеленки, либо ничего…
Где-то
в юности, уже в старших классах школы и в институте, мне все эти базовые
решения порядком надоели. У меня начался период замкнутости, погружения в себя. Тогда я полюбила гулять в
одиночестве, научилась молчать, курить и быть неспешной. Сделала еще одно
открытие, что и такая я оказывается нужна, и есть люди, которые меня любят
просто как я есть, а не за то что я что-то делаю для них. Двери счастья… Закрыты или открыты? Скорее
больше закрыты, и я больше внутри… И есть парадокс, который проживался тогда в полной
мере – чтобы миру что-то дарить, это
что-то надо обнаружить в себе, поэтому и неизбежен был этап закрывания дверей,
замыкания в себе, неизбежен как ночь.
Максимально
я отошла тогда от обоих родителей и жить я предпочитала отдельно, а когда не
получалось отдельно – тягостно было. Хотя к тому моменту я вышла замуж, училась
и работала, жили мы с мужем то у него, то на даче, и в жизни было «много
всего», но общим, пожалуй, было состояние наполненности . Потом развелась,
кстати, мама смеялась, что я странно счастлива и когда замуж выходила и когда
разводилась. Если вспомнить метафору этого эссе «двери счастья открываются
наружу» то когда выходила замуж – реализовывала желание «выйти наружу» из
родительской семьи, а когда разводилась – снова было желание «открыть двери
наружу» из брака-слияния на свободу. Потом состоялась как специалист в развивающейся фирме, встала что называется
«на ноги», взяла родителей под свою опеку, второй раз вышла замуж, родила троих
детей, опять развелась, вышла на
работу, состоялась как руководитель в западной компании… Какая-то повторяющаяся
бесконечность… Какой-то замкнутый круг я называла «наполненностью»?! А хорошо
ли мне было в этой наполненности? Когда я поняла, что не очень - то
ужаснулась, тогда пришел новый
этап – опять пора открывать двери
счастья наружу, и калитки в защитных заборах тоже открывать. Это все связано с
личностью и опытом и пришло время выглядывать и из него, тем более что опыт
хочет показаться, так и просится наружу, дозрел как поднявшееся тесто. Меня
стало интересовать вовсе не то, что связано с ростом карьеры и материального
достатка. Я ушла из западной компании практически «в никуда», перебиваясь не
систематическими заработками. Няней даже работала, ведь ответственности за
семью с меня никто не снимал, и, несмотря на ужас, откуда-то пришла
уверенность, что все будет хорошо. Пожалуй, в первый раз я и прочувствовала и
осознала, что не все от меня зависит, но вместе с тем можно доверять в мире
чему-то больше меня. И это «больше чем
Я» есть и внутри меня – я вряд ли смогу познать это, а значит и себя до
конца; и снаружи – мир бесконечен и таинственен. Однако, дерзновенное желание
познавать, двигаться дальше и в познании себя и в познании других, и в познании
этого «больше чем Я» дает мне сильную мотивацию и импульс. Под влиянием этого
всего я начала вести Магические Театры, поступила в высшую школу психологии и
осознала, что хочу заниматься психологией и психотерапией, и что заниматься
тем, чем хочется можно, с большим удовольствием, и при этом материальный
достаток растет, а не убавляется. Но разве ж в нем дело? Дело, мне кажется, в
ощущении присутствия в этом мире себя как счастливого человека, исполняющего
божественный промысел наилучшим для себя образом.
Позволю
в эссе небольшую цитату из предисловия к работам М.Хайдеггера отечественного
философа В.В.Бибихина: «Человек – сущее,
существо которого в бытии-вот, в присутствии (Dasein). Этим последним плотная среда природных вещей
разомкнута. Человек – то неопределимое, но очевидное «вот», которое не «состоит
из» разных элементов мира, а открыто всему как единственное место, способное
вместить Целое. Присутствие не предмет. Оно весомее вещей, но о нем нельзя
сказать заранее ничего, кроме того, что оно есть. Человек существует постольку,
поскольку осуществляет возможности своего «вот». Присутствие, если можно так
сказать, - нечеловеческое в человеке, его бездонность. Его возможностям не
видно края. Оно может всему отдаться и всем быть захвачено, от полноты бытия до
провала ничто. Присутствие «понимает в бытии», «умеет быть в мире». Не личность
решает присутствовать ей или нет. Во сне, наяву, рассуждая и не рассуждая,
человек брошен в собственную открытость. Не последняя среди его возможностей –
упустить себя. Как раз прежде всего и всего чаще человек делает «как люди».
Безличные "люди” (das Man) орудуют в нас и через нас вместо нас. Вне чистого
присутствия прослеживаются сплошные причинно-следственные цепи, только в нем
свободный просвет и поэтому только в него бытие и сущее могут войти своей
истиной, а не только своей функцией. Об этой единственной собственной
возможности присутствия не перестает говорить совесть, не давая прекратиться
заботе. Мерой осуществившегося присутствия отмеривается время человека и
вмещаемого им мира. "
А солнечный
свет всегда со мной, даже когда ночь. Это свет души, свет изнутри. А счастье
это когда внешний свет встречается с внутренним и что-то рождается из этой
встречи. Двери счастья открываются ... А кто придумал что вообще есть двери. Гм…Наверное и М.Хайдегер
писал об этом:
«Назовем эту постоянную
и по существу единственную мысль Хайдеггера. Что бы ни понял, что бы ни увидел
своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрел, чем бы ни был захвачен
человек, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в своей истории,
устроено не им. Раньше самой ранней мысли – ясность или неясность того, о чем
она: Просвет (Lichtung), в котором имеет место
все. По- русски можно было бы сказать просто свет в смысле мира, белого
света….Во всяком случае, сцена, на которую человек каждый раз выступает, думая
и поступая, всегда заранее уже есть.»
|